Карабах: Пражская весна?
В Праге прошла очередная встреча президентов Армении и Азербайджана, посвященная попытке урегулирования карабахского конфликта. Мероприятие под патронажем сопредседателей Минской группы ОБСЕ было в определенном смысле знаковое, так как Ереван параллельно пытается найти пути для примирения с более давним противником — Турцией. Соответственно, ожидалось, что и по этой проблеме будут найдены под давлением внешних сил определенные решения и даже, возможно, подписан некий документ для продолжения мирного процесса.
Сразу по окончании встречи стало ясно, что, вопреки ожиданиям, ничего подписано не было. Представители Еревана и Баку пока что отказались комментировать результаты двухчасовых переговоров глав государств. Американский посредник Мэтью Брайза, однако, сообщил, что Серж Саркисян и Ильхам Алиев достигли предварительного согласия по базовым принципам урегулирования. Подробности Брайза сообщить также отказался.
По его словам, следующее переговоры между главами Азербайджана и Армении могут состояться в Санкт-Петербурге в ближайшие недели. С учетом сказанного можно предположить, что встреча в России станет закреплением успеха посредников по решению карабахского вопроса.
Стоит учитывать, что на этот раз переговоры между президентами должны были пройти на фоне другого активизирующегося переговорного процесса — попыток примирить Армению и Турцию, которая ведется под неусыпным контролем Белого дома.
Подписание так называемой «дорожной карты» по урегулированию армяно-турецких отношений взорвало ситуацию, вызвав весьма сильное недовольство как в Армении, так и в Турции. До сих пор неясно, о чем идут переговоры между Ереваном и Анкарой, так как подробности не сообщаются. Соответственно, в оборот пущено огромное количество гипотез о том, что же скрывается за «дорожной картой». Официальный Ереван успокаивает население, говоря о том, что нет каких-то компромиссов относительно геноцида, Карабаха и территорий Западной Армении (ныне территория Турции). Однако в той же диаспоре, где действуют весьма влиятельные лоббистские организации, весьма недовольны действиями Еревана. Например, главу МИД Армении Эдварда Налбандяна во время визита в Вашингтон бойкотировал Армянский национальный комитет Америки (ANCA) — одна из влиятельных армянских лоббистских организаций.
В то же время процесс между Арменией и Турцией привел к определенному изменению рамок переговоров по Карабаху. Если раньше официальная Анкара напрямую связывала улучшение отношений и разблокирование границ с Арменией с требованием пойти на уступки в вопросе Карабаха, то теперь, похоже, ситуация кардинально изменилась. Несмотря на то, что руководство Турции периодически пытается успокоить «младшего брата», в Баку царят весьма депрессивные настроения. Похоже, что под сильнейшим давлением американцев Анкара готова забыть об азербайджанском факторе и пойти на горизонтальные переговоры с Ереваном.
Вероятнее всего, Москва попытается продавить документ, подобный «дорожной карте», в вопросе Карабаха. Для американской стороны сейчас приоритетным является вопрос вывода Армении из изоляции и привязки Еревана к Западу через турецкий коридор. В этом случае влияние Москвы может резко упасть как в Армении, так и в регионе в целом. Также следует учитывать фактор европейской программы «Восточное партнерство», которая призвана изменить существующие расклады.
Вполне возможно, что на данном этапе Россия, США и Европа пытаются прийти к согласию относительно будущего Южного Кавказа. Для «перекройки» Карабаха армяно-турецкие отношения являются одними из ключевых факторов. Соответственно, вокруг Карабаха дипломатическая борьба идет не только между Ереваном, Степанакертом и Баку, но и между посредниками урегулирования. Оптимизм Брайзы может означать, что крупные игроки пришли к какому-то внутреннему консенсусу.
Однако предполагать быстрого решения карабахского вопроса не приходится. Конфликт слишком сложен для того, чтобы его можно было решить даже под давлением сверхдержав. Не говоря уже о том, что им самим еще надо прийти к вунтреннему согласию в деталях, ведь любое окончательное решение может привести к резким сдвигам в геополитической ситуации.
Соглашение о прекращении огня в Карабахе было подписано 15 лет назад. С тех пор стороны конфликта при посреднической миссии Росиии, США и Франции пытаются решить проблему. Каждый раз, когда на столе появляется более или менее готовый документ, переговоры срываются.
Руководство обеих стран прекрасно понимают, что могут идти на компромиссы. Но когда дело касается основного вопроса – каким должен быть Карабах, армянским или азербайджанским, – наступает полный ступор.
Серж Саркисян находится в весьма сложном положении и играет на грани фола. Если у него и выигрышная позиция по отношению к Турции и Азербайджану, раскрыть карты у него возможности пока нет, так как посредникам необходимо сначала «дожать» Анкару и Баку. И за это ему приходится расплачиваться резким ухудшением позиций внутри страны и в диаспоре. И не совсем ясно, как долго он сможет так балансировать.
Если же позиции на переговорах шатки, то раскрытие информации о реальной ситуации может просто взорвать ситуацию внутри страны. Особенно с учетом того, что в конце мая в Армении пройдут первые выборы мэра Еревана, которые уже серьезно накалили ситуацию. Так, на днях из-за несогласия с политикой панибратства с турками из правящей коалиции вышла партия «Дашнакцутюн», заявив о переходе в стан оппозиционных сил. С учетом национальной ориентированности партии и ее влиятельности в западной диаспоре, это потенциально серьезный противник. Соответственно, ослабление позиций власти в обществе будет использовано и главным врагом Саркисяна экс-президентом Левоном Тер-Петросяном.
Так что, если в вопросе Карабаха действительно будут подвижки на уровне подписания базового документа, то Армению ожидают жаркие внутриполитические события. Впрочем, в Азербайджане тоже будет не холодно, с учетом того, что любое решение по Карабаху оставит недовольными обе стороны конфликта.
Самвел Мартиросян
http://www.rosbalt.ru/2009/05/08/639155.html
Комментарии
Отправить комментарий