ОГИ приступает к проведению обсуждений в прессе с целью содействовать более активному участию граждан в решении нагорно-карабахского конфликта

Начиная с января месяца 2009 года Общество Гуманитарных Исследований (ОГИ) приступает к проведению обсуждений в прессе с целью содействовать более активному участию граждан в решении нагорно-карабахского конфликта. Обсуждения охватят темы, отражающие различные аспекты нагорно-карабахского конфликта. Партнером данного проекта, которая будет выполняться ОГИ, является английская международная организация Alert (International Alert).

Представляем читателям двадцать две статьи из этой серии.

Статья I


Расим Мусабеков:
«В случае обеспечения государственных интересов Азербайджана возможна реализация газопровода Набукко»

Мубариз Ахмедоглу:
«Сегодня самый важный вопрос для власти – скорейшее решение нагорно-карабахской проблемы мирным путем»


В начале 90-х годов, когда возник очаг конфликта в карабахском регионе Азербайджана, возможно, многие не думали, что концом этих событий будет неопределенность, которая затянется до сегодняшнего дня. Однако в примере прожитых лет, которые превратились в историю, мы становимся наблюдателями того, как возможность решения нагорно-карабахского конфликта оказывается под многочисленными вопросами, ответов на которых нет.

В 1994 году в соответствии с соглашением, достигнутом между сторонами конфликта, было объявлено о прекращении огня. С того времени посредничество для мисси по разрешению конфликта было поручено Минской Группе ОБСЕ. В Группе действуют сопредседатели, являющиеся представителями органов иностранной политики США, России и Франции. До сегодняшнего дня в разных регионах мира проводятся встречи на уровне президентов и министров иностранных дел Азербайджана и Армении с участием указанных посредников. Назначение и проведение встреч в данном формате, процесс проведения переговоров продолжаются до сих пор. Однако эти встречи, которые не дают заметных серьезных результатов, уже снижают доверие общества тому, что конфликт будет решен в ближайшее время. А это способствует озвучиванию мнений о неэффективности посредничества Минской Группы. Европейские государства и Турция, в свое время довольствовавшиеся наблюдением процессов решения конфликта, теперь демонстрируют более активную позицию. Эти подходы увеличивают вероятность того, что указанная активность приведет к положительным изменениям в решении нагорно-карабахского конфликта.

4 известных резолюций Совета Безопасности ООН и предписания, указанные в этих документах, подчеркивающих необходимость безоговорочного отхода Армении от оккупированных земель, до сих пор не нашли своего решения. Во время объявления о перемирии Азербайджан подписал нефтяные контракты. После формирования «Контракта века» сфера интересов к региону стала меняться. Данная сфера интересов в настоящее время все расширяется. В создавшейся новой ситуации геополитические интересы Азербайджана в процессах реализации нефтяных, газовых и транзитных проектов все больше находятся в центре внимания.

Соглашение, называемое «Мадридскими принципами», которые сегодня являются главным предметом ссылок, возникло в результате встречи в столице Испании городе Мадриде министров иностранных дел Азербайджана и Армении Эльмара Мамедярова и Вардана Осканяна с участием сопредседателей Минской Группы ОБСЕ. Во встрече, состоявшейся во время заседания Совета Министров Иностранных Дел стран-членов ОБСЕ, кроме Эльмара Мамедярова, Вардана Осканяна и сопредседателей принимали участие также министры иностранных дел России и Франции и заместитель госсекретаря США по политическим вопросам. Во встрече сопредседатели Минской Группы ОБСЕ представили Мамедярову и Осканяну проект компромиссов по основополагающим принципам разрешения конфликта.

После встречи Минская Группа ОБСЕ выступила с заявлением. В заявлении говорилось, что противоречия в позициях сторон за последние три года переговоров, направленных на мирное решение нагорно-карабахского конфликта, значительно уменьшились, и осталось только согласование нескольких вопросов. Американский сопредседатель Минской Группы Метью Брайза в заявлении журналистам после Мадридской встречи выразил надежду, что президенты Азербайджана и Армении придут к соглашению по предложенному проекту в течение ближайших нескольких недель: «Это может произойти и в течение нескольких месяцев. Главное – сделать это до начала выборов (сопредседатель имел ввиду предстоящие президентские выборы в Армении и Азербайджане – ред.). В настоящее время изучение документа и определение пути будущего развития процесса зависит от президентов. Мы надеемся на то, что до выборов стороны придут хотя бы к устному соглашению по основополагающим принципам. Мне кажется, это возможно».

После ноября 2007 года переговоры по Нагорному Карабаху проводились именно вокруг указанного проекта, получившего название «Мадридские принципы». Это подтверждается и Московской Декларацией, подписанной 2 ноября 2008 года. Обратим внимание на пункт 2 Декларации, подписанной президентами Азербайджана, Армении и России: «С целью подготовки основных принципов решения конфликта политическим путем сопредседателями Минской Группы, президенты, с учетом проведенной со сторонами встречи в ноябре 2007 года в Мадриде и последующих дискуссий, подтверждают огромную важность продолжения посреднических усилий сопредседателей».

Конфликт остается не решенным в течение длительного времени, а если выразиться более конкретно, в течение 15 лет со дня объявления о прекращении огня до сегодняшнего дня. Наш народ желает решения нагорно-карабахского конфликта мирным путем. Согласно проведенным опросам мнений, большинство не желает новой вспышки войны на нашей земле, заявляя о своем желании скорейшего решения конфликта мирным путем. В вопросе решения нагорно-карабахского конфликта мирным путем при условии обеспечения территориальной целостности Азербайджана какая-нибудь серьезная разница в позициях всех сил, существующих в азербайджанском обществе, почти не наблюдается. Политолог Мубариз Ахмедоглу считает, что сегодня важнейший вопрос для сил, представленных во власти, это вопрос скорейшего решения нагорно-карабахской проблемы мирным путем: «Во всем мире наступает экономический кризис, и естественно, эти процессы имеют влияние и на Азербайджан, однако власти не уменьшили средства, выделенные для армии. У политических сил, представленных в оппозиции, нет конкретной позиции критического характера, сформировавшейся в результате анализа переговоров по решению нагорно-карабахской проблемы, проведенных властями. Документ, провозглашенный Партией Мусават, который касается Нагорного Карабаха, является аналогом «Пакета Успеха». Самой серьезной критикой является мнение о затягивании решения проблемы».

Политолог Расим Мусабеков, считающий позиции в азербайджанском обществе относительно нагорно-карабахского конфликта адекватными, отмечает, что об этом свидетельствуют проведенные опросы мнений: «После увеличения своей экономической и военной мощи Азербайджан должен добиться решения конфликта с условием обеспечения собственных интересов. Подобным путем можно добиться отступления армян от своих позиций. К сожалению, возможности Азербайджана не мобилизуются должным образом. Самый верный выход – это организованность, мобилизованность, солидарность и дисциплинированность народа. 10 лет тому назад в обществе была эйфория относительно войны. Теперь и этого нет. А для осуществления изменений, направленных на формирование в общественном сознании здравой позиции, необходимы время и серьезные действия. Ответственность за это лежит на власти, на официальных лицах, в то же время, ответственность за шаги, предпринимаемые в связи с решением конфликта и за принимаемые решения, также лежит на них».

По мнению некоторых аналитиков, проводимые в настоящее время переговоры проходят под диктовку не политических, а экономических и военных интересов. Это чувствуется не только в подходе Азербайджана, вовлеченного в конфликт, но и в подходах посредников, европейских стран, стремящихся расширить свои экономические связи с нашей страной, а также соседней Турции, которая не скрывает свое желание стать посредником. Политолог М. Ахмедоглу отмечает, что уже процесс переговоров принимает экономические и военные окраски. «В случае, если конфликт не будет разрешен мирным путем, экономические и военные факторы могут стать актуальными. Однако в нынешнем этапе Азербайджан должен увеличить свою экономическую и военную мощь. У нас в армии имеются изъяны, но несмотря на это, даже находящиеся в оппозиции эксперты при высказывании мнения по поводу решения нагорно-карабахского конфликта заявляют о необходимости повышения нашей военной мощи путем увеличения нашей экономической силы».

Обратившись в Иран, Китай, Россию и Всемирный Банк для выхода из экономического кризиса Армения попросил у них о предоставлении кризисного пакета в размере 1,5-2-х миллиардов долларов. Такова позиция Армении, объявившего себя победителем. По заключению Мубариз бека, в нынешней ситуации могут возникнуть события, отличающиеся от событий недавнего прошлого: «Временами русские «приносили в жертву своим интересам» своих союзников. Возможно, армяне тоже могут стать очередными «жертвами». Русские потеряли 32 миллиарда долларов в течение одной недели. Запад преследует два интереса относительно выхода из экономического кризиса, пошатнувшего весь мир. Во-первых, максимально застраховать себя от этого кризиса, во-вторых, потопить Россию. Русские прекрасно знают это».

Некоторое время тому назад возник вопрос, связанный с передачей Армении вооружений Россией. Этот вопрос все еще не закрыт, несмотря на то, что официальные лица России отрицают это. Тем не менее, Россия официально не объявила о том, что из ее дивизии в Армении никакого вооружения не выведено. В проведенном им пресс-конференции 30 декабря «министр обороны» Нагорного Карабаха Мовсес Акопян заявил о получении ими военной техники и вооружений. По мнению М. Ахмедоглу, возникновение подобных вопросов показывает многоликость политики России: «Это говорит о том, что внутри Российской власти имеются серьезные группировки. Не исключено, что за передачей оружия армянам стоят проармянские силы, имеющиеся внутри самой власти в России».

Политолог Р. Мусабеков говорит, что нет необходимости в передаче Россией оружия Армении: «Потому что в Армении русского оружия имеется достаточно. Россия играет в детские игры, заявляя о том, что передает оружие армянам не для использования, а для хранения. Русские в конце концов должны понять, что мы не глупые. С политической точки зрения они получили от армян все возможное. Получить что-то еще у Армении невозможно, а от Азербайджана они хотят многого».

Что может стоять за подобным шагом русских на данном этапе? По мнению Мусабекова, запугивая нас, русские пытаются хоть в какой-то степени обеспечить свои интересы в нефтяных и газовых вопросах: «Они все еще не намерены отказаться от своей эйфории. Нам данном этапе Азербайджан должен логичным и искусным образом проводить успешную экономическую политику. Россия должна почувствовать, что ей не следует говорить с нами посредством давления, насилия, запугивания. Потому что по сравнению в армянами Азербайджан с экономической точки зрения является сильным и надежным союзником. Необходимо шаг за шагом проводить разумную политику, не впутываясь в военный и идеологический конфликт».

Деятельность ОБСЕ, результат которой неясна

После объявления о прекращении огня Минская Группа ОБСЕ стала посредником в переговорах, направленных на решение нагорно-карабахского конфликта. Находясь под влиянием армянского лобби, ОБСЕ не хочет оказывать давление на армян. Армяне не хотят добровольно выйти из оккупированных ими земель. А ОБСЕ не желает нового начала войны. Остается только разрешение конфликта мирным путем. В этом случае становится актуальным изменение отношения этой международной организации к армянам. Однако этот вопрос кажется не очень реальным.

В последнее время усиление склонности к посредничеству со стороны Турции и Европейского Союза демонстрирует малоэффективность деятельности ОБСЕ более наглядно. По мнению Р. Мусабекова, в случае, если авторы этих миссий возьмут на себя ответственность, можно ожидать реальные и серьезные результаты от проявленных усилий.

М. Ахмедоглу заявляет, что последний визит ОБСЕ в регион создает несколько иное впечатление: «До сих пор ОБСЕ способствовал тому, чтобы армяне выиграли время. ОБСЕ не желает оказать давление на Армению. Однако в последнее время появляются некоторые посреднические миссии. Кроме того, Азербайджан ведет диалог с миром по энергетическим, транзитным и экономическим вопросам. ОБСЕ и Армения считают эти переговоры угрозой для себя. Потому что это единственный институт, где решения принимаются путем консенсуса. В ООН голосование проводится мажоритарным способом. Армяне отвергают предложения, поступающие от Турции и ОБСЕ. ОБСЕ назначила следующую встречу на экономическом форуме. Встреча совпадает с периодом мирового экономического кризиса».

Р. Мусабеков заявляет, что армяне подходят к процессам нерационально. По мнению нашего собеседника, они не отступят, если не окажутся перед жестким давлением, так как Запад и Россия постоянно гладят армян по голове».

Турция вновь активизируется

Активизация Турции в вопросе решения нагорно-карабахского конфликта была заменена впоследствии пассивностью. Теперь вновь чувствуется оживление. Это связано с экономическими факторами. 25 января в Стамбуле состоялась встреча под названием «Стабильность и партнерство на Кавказе» на уровне заместителей министров иностранных дел Турции, Росси и 3-х кавказских стран – Азербайджана, Грузии и Армении. На встрече внимание было уделено на происходящие в регионе процессы, особенно на разрешение конфликтов. Многие аналитики подчеркивают, что не ждут от этой встречи продвижений, которые могли бы привести к каким-либо серьезным результатам. Политолог Р. Мусабеков считает, что Стамбульская встреча никаких результатов не даст: «Без разрешения конфликта, возникшего в Грузии, без отступления армянами от своих утверждений о геноциде инициативы Турции не могут дать положительного результата. Дальше от диалога о безопасности данная встреча не продвинется».

По итогам встречи никакого документа не было принято. Турция старается защитить свои экономические интересы путем посредничества. Новое воспламенение очага конфликта на Кавказе, а конкретнее на земле соседней страны – Азербайджана, противоречит интересам Турции. Потому что если вновь начнется война, это может к противостоянию Россия-Запад. А бремя ответственности за подобную ситуацию ляжет и на Турции. В недавнем прошлом имели место посреднические инициативы Турции, которые оказались безрезультатными. По заключению Р. Мусабекова, Турция обеспокоена нарастанием напряженности в регионе. Торговый оборот России с Турцией составляет более 20 миллиардов долларов. Указанный факт делает неизбежным активизацию соседней страны. Встречи, которые не приносят конкретных результатов, следуют одна за другой, так как раздел сфер влияния на Кавказе еще не достигнут. Эксперты подчеркивают, что усилия прилагаются именно в этом направлении.

Что ожидается от саммита Набукко?

Некоторые эксперты озвучивают мнение о том, что в случае, если 26 января на саммите, проводимом в столице Венгрии Будапеште, будут приняты конкретные решения, Азербайджан будет действовать исходя из собственных интересов. В качестве логического объяснения данного заключения отмечаем, что в случае, если нагорно-карабахский конфликт не будет разрешен, явная опасность к энергетическим проводам будет существовать постоянно. Политолог Р. Мусабеков полагает, что в случае, если будут предприняты серьезные шаги в направлении разрешения конфликта и обеспечены государственные интересы Азербайджана, возможна реализация газопровода Набукко. При другом варианте мало надежд на что, что результаты предпринятых шагов будут успешны. Мягкая позиция, которую Азербайджан продемонстрирует в вопросе транспортировки энергии, может сделать неизбежным озвучивание предложений об уступчивой позиции по отношению к нам в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Отмечая то, что 4 члена ЕС являются также членами Совета Безопасности, мой собеседник считает более логичным шагом то, что они потребуют выполнения принятых ООН решений, касающихся вывода войск из оккупированных земель: «Думаю, Азербайджан должен дать согласие на прокладку газопровода Набукко. В любом случае этот проект важен для Азербайджана».

Администрацией США уже руководит новый президент. Звучат мнения о том, что после занятия Бараком Обамой президентского поста в урегулировании нагорно-карабахского конфликта произойдут изменения. Однако, несмотря на то, что окончательная позиция нового руководства по нагорно-карабахскому конфликту не оглашается, оптимистические заявления действующих официальных лиц США по поводу разрешения конфликта в 2009 году доказывают, что у посредников все еще имеется большая вера в ресурсы переговоров.

Материал подготовила:
Матанат Муслимгызы

Материал опубликован в Газете "Азадлыг"
31.01.09

Комментарии

Популярные сообщения