Нагорно-карабахский конфликт - влияния на процессы внутри страны

Нагорно-карабахский конфликт - влияния на процессы внутри страны

Начиная с января 2009 года Общество Гуманитарных Исследований (ОГИ) с целью содействия более активному участию граждан в решении нагорно-карабахского конфликта приступило к проведению обсуждений в прессе. Обсуждения охватывают темы, отражающие различные аспекты нагорно-карабахского конфликта. Партнером данного проекта, осуществляемого ОГИ, является международная организация Alert (International Alert).
Представляем читателям вторую статью из данной серии.

С момента своего возникновения нагорно-карабахский конфликт создал бесчисленные проблемы для Азербайджана. Они включают в себя многие аспекты, начиная с трагедий, сопровождающих жизни десятки тысяч людей, вплоть до влияния конфликта в целом на сохранение азербайджанской государственности, защиту в стране прав и свобод человека, проведение демократических реформ, обеспечение свободы слова, интеграцию Азербайджана на международное сообщество, управление политическими процессами, достижение солидарности в обществе.

Среди озвучиваемых мнений о влиянии конфликта на азербайджанскую государственность наиболее совпадающей позицией является заключение о том, что необъявленная война является серьезным препятствием в целом для нашей государственности и для формирования общественно-политических институтов. В ранние периоды конфликта проводились военные операции, что часто приводило к изменению власти в стране. А это мешало разрушению вертикальной структуры исполнительной власти государства.

Народный депутат Панах Гусейн заявил, что конфликт имеет влияние на азербайджанскую государственность, которая, «включая в себя освобождение оккупированных земель, предполагает также восстановление территориальной целостности, охрану и неприкосновенность границ. Один миллион наших людей оказались беженцами. Развитие государственности проходит сквозь решение данной проблемы. Как это бывает во всех независимых государств мира, долг государства перед обществом – осуществить освобождение земель, находящихся под оккупацией. Все военные конфликты заканчиваются мирным договором. Это должно иметь место и в процессе урегулирования данного конфликта. Использование двусторонних мирных переговоров вовсе не исключает использование вооруженных сил в определенные моменты. Нагорно-карабахский конфликт является угрозой, опасностью для региона. Оно огромное препятствие экономическому, политическому сотрудничеству на Южном Кавказе. Вообще, в нагорно-карабахском конфликте заинтересованы и государства, которые имеют влияние на глобальные процессы, то есть США, Россия, Турция. Вопросы, связанные с данным конфликтом, находятся в контакте и коллизии с интересами таких крупных институтов как НАТО и ЕС. Регион находится в центре интересов глобального характера. Кроме того, отсюда проходят крупные энергетические линии. Это конфликт, который срабатывает против интеграционных процессов, происходящих в мире. Он является серьезной угрозой и для интересов Азербайджана».

Политический обозреватель газеты «Зеркало» Рауф Миргадиров заявляет, что в принципе после объявления о прекращении огня 12 мая 1994 года возникли фактические условия для проведения реформ в стране и восстановления вертикали власти: «В 1995-1998 годах у власти была возможность выбора: либо демократические процессы должны были совершенствоваться, либо должен был создаваться авторитарный режим. Начиная с 1998 года был заложен фундамент сегодняшнего авторитарного режима. Демократические реформы были отвергнуты. Фактически, начиная с того периода, нагорно-карабахский конфликт уже оказывал влияние на процессы, происходящие внутри Азербайджана. Хотя в разные времена выдвигались манипуляционные позиции, они носили спекулятивный характер. По сути, подобные подходы только лишь служат оправданию тех, кто придерживается такой позиции. Израильское государство уже многие годы живет в условиях войны. По сравнению с Азербайджаном у этого государство нет богатых энергетических ресурсов. Однако это государство не задерживает проведение демократических процессов у себя в стране, и конфликт не препятствует проведению выборов, защите прав и свобод человека в этой стране. В последние три года на Кавказе проводится агрессивная политика. Причиной тому стало повышение цен на нефть. Полагаю, что до 2003 года Россия не вмешивалась на наши внутренние дела, если этого не желала сама азербайджанская власть. Россия не в состоянии оказывать экономическое давление на Азербайджан. Нагорно-карабахская проблема является проблемой, которая остается навсегда. Вплоть до его решения Россия всегда будет использовать его как средство давления. Говорят, что азербайджанские мигранты, проживающие в России, являются средством для оказания давления на нас. Это не должно считаться столь серьезным средством давления, как об этом говорят. В кармане у большинства мигрантов 2 паспорта. Их выдворение из России в юридической плоскости невозможно. И Россия, и Азербайджан нуждаются в них тогда, когда наступает момент политических спекуляций».

Мнения и соображения в Азербайджанском обществе о влиянии нагорно-карабахского конфликта на внутренние процессы различны. Мы не можем остаться равнодушными к его влиянию на отстаивание и защиту прав и свобод человека, проведение демократических реформ, свободу слова. Эти моменты заставляют нас думать и беспокоят нас. В случаях, когда возможности влияния иностранных государств на внутренние процессы в Азербайджане ослабевают, нагорно-карабахский конфликт становится для них объектом спекуляции и препятствует определению геостратегической ориентации Азербайджана.

Панах бей заявляет о том, что конфликт с самого начала оказывает влияние на политические процессы в стране: «Этот конфликт имел влияние на изменение властей в стране. Даже сейчас силы, находящиеся в оппозиции друг другу, вокруг этого вопроса озвучивают мнения, имеющие по своей сути обвинительный характер. Пока карабахская проблема остается нерешенной, обвинения сторон в адрес друг друга относительно того, что они не заинтересованы в решении этого конфликта, будут иметь место. Та власть, при правлении которой оккупированные земли будут возвращены, получит огромный кредит доверия, и обеспечит для себя кресло правления надолго. А это очень серьезное дело. Кроме того, конфликт является вопросом манипуляции с целью влияния на процессы, происходящие внутри страны, извне. Появление подобных сценариев возможно в любое время. Права, закрепленные в Конституции, а также защита прав человека должны быть обеспечены».

В вопросе решения нагорно-карабахского конфликта с условием обеспечения территориальной целостности Азербайджана позиция сил, представленных в противоположных полюсах общества, совпадает. Оба моих собеседника соглашаются с этими позициями и считают их правильными.

В некоторых случаях отмечается, что нагорно-карабахский конфликт является препятствием для защиты и обеспечения прав и свобод человека и проведения свободных и справедливых выборов в Азербайджане. Панах бей говорит, что это неправильный подход: «Это искусственная мотивация. Это показатель злоупотребления ситуацией. Почему в качестве причины коррупции, чиновнического произвола, отсутствия обеспечения прав и свобод человека и свободных и справедливых выборов в Азербайджане должно быть указано нахождение земель под оккупацией? Ускорение освобождения земель как раз и требует повышения экономики, создания сильной армии, наличия солидарности на почве патриотизма».

По мнению Р. Миргадирова, и азербайджанцы, и армяне должны определиться со себя следующими вопросами: 1) Отвечает ли сегодня решение нагорно-карабахского конфликта их интересам или нет? 2) Зависит ли судьба Армении в качестве государства от судьбы Нагорного Карабаха? То есть можно ли связать всю судьбу государства с Нагорным Карабахом? Можно ли поставить будущее государства в зависимость от этого вопроса? Если мы, в качестве государства, устраиваем судьбу нации и государства, базируясь только на решение этого конфликта, то никакого компромисса добиться невозможно. Сегодня нужно уметь что-то терять. Безусловно, необходимо все заранее точно рассчитывать».

После подобного подхода возникает необходимость в альтернативных вариантах – в озвучивании новых предложений. В Азербайджане каждый желает возвращения Карабаха. Но, обсуждаются ли в обществе различные варианты достижения этого? Армяне, говоря о том, что «нет другого пути, нет Армении без Карабаха», связывают судьбу государства с территорией в 5.000 квадратных километров. Это в конечном итоге приводит к очень серьезным манипуляциям. Во всяком случае, Россия в ближайшем будущем не будет заинтересована в решении нагорно-карабахского конфликта. Потому что это единственное средство для манипулирования Азербайджаном и Арменией. Речь идет не только о контроле над регионом. В действительности у России нет экономических интересов, противоречащих экономическим интересам Азербайджаном. И мы, и они экспортируем энергию. Необходимо учитывать то, что идет конкуренция за европейский рынок. В лучшем случае Европа нуждается в 500 миллиардов куба метров газа. В этом рынке есть место для всех. Но, несмотря на это, Россия не отходит от своих амбиций относительно газопровода Набукко. Почему? Потому что посредством транспортировки этого газа Россия желает сохранить у себя возможности влияния на европейский рынок.

Нагорно-карабахский конфликт не имеет никакого влияния на защиту и обеспечение прав и свобод человека и на проведение демократических реформ в Азербайджане. По мнению Рауф бея, конфликт имел влияние на эти вопросы в Азербайджане до 1995 года, однако после начала периода прекращения огня это влияние уменьшилось. Мой собеседник сказал, что для того, чтобы в нашей стране этих вопросы были на желаемом уровне, важно наличие политической воли и добрых намерений: «Нагорно-карабахский конфликт не имеет реального влияния на обеспечение свободы слова в Азербайджане. Мнения, озвучиваемые в разные времена по этому вопросу, носят всего лишь манипуляционный характер. Просто у человека, который считает себя демократичным, бывает желание предпринять демократические шаги, когда он приходит к власти. Но если этот человек остается у власти надолго, он не может быть демократичным».

В кризисные периоды волны недовольства увеличиваются, но, возможности общества и общественных институтов влиять на ситуацию бывают низкими. К сожалению, в Азербайджане власть не имеет намерений быть демократичной. А общество находится в незаметном состоянии. Может быть, в низах есть недовольство, но оно нединамично. В такой ситуации очень трудно ожидать серьезного демократического развития в Азербайджане. Но, с течением времени нагорно-карабахская проблема и необходимость в освобождении оккупированных земель не будут терпеть отлагательств. Именно при наступлении критического момента в ситуации, связанной с решением нагорно-карабахского конфликта, рассчитывать шаги, которые предпримет государство, будет нетрудно. Для этого мы имеем достаточно примеров.

Позиции относительно влияния, которое оказывает задерживание решения конфликта на защиту прав и свобод человека, тоже различны. Народный депутат Панах бей заявил, что по отношению ко всему населению страны удельный вес людей, оказавшихся беженцами, настолько велик, что подходит к черте оказания влияния на политическую культуру. Это препятствует построению демократических отношений и позволяет силам, желающим сохранить свою власть, манипулировать, используя этот конфликт. В обществе, которое постоянно живет под угрозой возобновления боевых операций, возникают проблемы в восстановлении прав. Теоретически устранение оккупации может стать стимулом. Наряду с неприкосновенностью идеи, направленной на освобождение земель, возникает новый вопрос. Это вопрос, касающийся проживания в этих землях, в случае их освобождения, граждан армянского происхождения. Этот вопрос, хотя и не кажется в настоящее время актуальным, покажет свою актуальность в будущем. Если возникнет мир и Азербайджан создаст условия для проживания здесь азербайджанских граждан армянского происхождения, это будет считаться шагом вперед во всем мире. Полагаю, что у азербайджанского общества есть такие возможности. Азербайджан в состоянии дать и армянам подобную гарантию, которую он дает всем другим народам, проживающим на его территории. Эта позиция окажется серьезным ответом как армянам, так и всем тем кругам, которые защищают их по всему миру. Считаю, что такая позиция может считаться одним из самых важных положительных событий последних 15 лет. Подобный случай в примере мусульманской страны тюркского происхождения могло бы стать совершенным примером для всего мира. А если во время процесса подготовки к миру потребуется уступка, которая повредит территориальной целостности Азербайджана, я не верю тому, что наше общество пойдет на такую уступку».

Директор Общества Гуманитарных Исследований Аваз Гасанов настаивает на том, что общество вовсе не заинтересовано в решении нагорно-карабахского конфликта и в приложении достаточных усилий для этого. «Если общество само до сих пор не желает обсуждать и выслушать какое-либо предложение, то было бы наивно ожидать, что власть сделает что-нибудь вместо него. Не случайно, что когда власть оказывается не заинтересованной в решении проблем общества, сваливает всю вину на данный конфликт». Как видно, конфликт не способен мобилизовать азербайджанское общество. Естественно, речь не идет об усилиях государства по решению конфликта и об оказании ему поддержки в этом направлении обществом. Согласно словам нашего собеседника, власть и общество, особенно политические институты, не демонстрируют солидарность хотя бы в этом вопросе. И это несмотря на то, что позиция по данному вопросу оппозиционных политических партий и общественно активных людей совпадает с позицией власти. До сих пор власть и оппозиция не смогли демонстрировать на деле свою солидарность хотя бы по отношению к нагорно-карабахскому конфликту. Даже среди народа распространилась поговорка о вопросе солидарности общества: «Если и карабахский вопрос не смог объединить этот народ, то его уже ничто не объединит».

По мнению А. Гасанова, общество чуть ли не «уступила» власти уважение правам человека и защиту демократических ценностей. На это серьезно повлияли надежды на то, что власть может предпринять конкретные шаги в решении карабахского конфликта.

Панах Гусейн заявляет, что азербайджанская оппозиция, демократические силы общества считают, что оккупация земель не может служить основанием для задерживания демократического развития. Наоборот, чрезмерно слабое течение демократических процессов может привести к тому, что земли останутся под оккупацией, а процесс урегулирования конфликта затянется.

Общество Гуманитарных Исследований

Комментарии

Популярные сообщения