Есть ли солидарность в азербайджанском обществе для решения нагорно-карабахского конфликта?



Председатель ПНФА Али Керимли: «В Азербайджане имеется в широком смысле общественный консенсус относительно решения нагорно-карабахского конфликта»

Начиная с января 2009 года Общество Гуманитарных Исследований (ОГИ) с целью содействия более активному участию граждан в решении нагорно-карабахского конфликта приступило к проведению обсуждений в прессе. Обсуждения охватывают темы, отражающие различные аспекты нагорно-карабахского конфликта. Партнером данного проекта, осуществляемого ОГИ, является международная организация Alert (International Alert).

Представляем читателям очередную статью из данной серии.

Каковы взгляды на нагорно-карабахский конфликт властей, политических партий и гражданского общества в Азербайджане? Имеется ли здесь единая позиция, или есть противоречия, разногласия? В последнее время реакция азербайджанского общества на происходящие в регионе процессы стала основной, главной темой дня, оставив в тени все остальные проблемы.

Несмотря на заявления турецких официальных лиц о том, что они не будут открывать границы с Арменией, доверие в Азербайджане этим заявлениям не так уж и прочно. Наряду с подобной позицией, в целом важность солидарности в обществе относительно вопроса урегулирования нагорно-карабахского конфликта представляется особо необходимым. Мы имели беседу вокруг этих вопросов с председателем Партии Народного Фронта Азербайджана Али Керимли.

А. Керимли сказал, что в азербайджанском обществе не встречаются особо отличающиеся мнения по поводу урегулирования нагорно-карабахского конфликта: «Оппозиционные политические партии, власти и гражданское общество разделяют основные принципы, связанные с решением конфликта. С этой точки зрения в Азербайджане имеется в широком смысле общественный консенсус относительно решения нагорно-карабахского конфликта. Но, когда выплывут наружу конкретные детали, связанные с процессом урегулирования, могут иметь место разногласия. В широком смысле причиной наличия консенсуса является то, что все азербайджанцы, независимо от своей общественно-политической позиции, придерживаются мнения о том, что Нагорный Карабах является исконной азербайджанской землей, а политический статус этой территории при любом варианте решения должен определиться в рамках территориальной целостности Азербайджана. Кроме того, в Азербайджане прекрасно понимают, что права проживающего в Нагорном Карабахе армянского национального меньшинства как такового должны быть обеспечены в соответствии с сегодняшними европейскими стандартами. В этих вопросах в азербайджанском обществе имеется консенсус, солидарность. Однако конкретно по поводу поэтапного решения вопроса урегулирования конфликта и относительно тактических шагов в азербайджанском обществе периодически возникают разногласия, и общество высказывает свое мнение по этим вопросам».

Хотя в Азербайджане нет солидарности между властями и оппозицией, тем не менее, имеется консенсус в нагорно-карабахском вопросе, что конечно должно быть одобрено. По заключению нашего собеседника, который отметил, что в широком смысле его отношение к этому положительно, «серьезного разногласия относительно решения конфликта нет. В азербайджанском обществе имеется единое мнение относительно решения конфликта с условием обеспечения территориальной целостности Азербайджана и международного права. Это правовая база нашей солидарности. Если бы не было этой правовой базы, в обществе было бы противостояние. Если бы какая-то часть общества предложила бы другой вариант решения конфликта, или в качестве предложения указала бы на какой-нибудь другой путь решения вне рамок территориальной целостности Азербайджана, тогда в стране могли бы возникнуть какие-то противостояния. Но, в азербайджанском обществе ничего подобного нет. Конечно, отсутствие в обществе подобного обстоятельства и наличие в широком смысле консенсуса является для нас удачным вариантом».

Проводятся ли консультации в политических кругах Азербайджана по поводу урегулирования нагорно-карабахского конфликта?

А. Керимли сказал, что оппозиционные партии, продемонстрировав единую позицию в решающих моментах для судьбы конфликта, несколько раз заявляли общественности страны и мировому сообществу, что позиции в обществе по поводу урегулирования конфликта не отличаются друг от друга, или отличаются очень мало: «Оппозиционные партии, гражданское общество и независимая интеллигенция, периодически собираясь вместе, проводят обсуждения по поводу решения конфликта. К сожалению, из-за того, что за последние 15 лет не было вообще никакого диалога между властью и оппозицией в Азербайджане, диалог между ними по поводу урегулирования нагорно-карабахского конфликта тоже не ведется и не стоит в повестке дня».

Что обещала бы реализация диалога между властью и оппозицией по поводу урегулирования нагорно-карабахского конфликта азербайджанскому обществу?

Али бей сказал, что в нормальном варианте общество всегда должно жить в условиях диалога: «Нагорно-карабахская проблема, являющаяся общенациональным вопросом для Азербайджана, делает подобный диалог необходимым. Мы всегда демонстрировали готовность к этому диалогу, но, необходимо, чтобы и противоположная сторона проявила подобную инициативу. Должен быть периодический диалог властей и политических партии, а также властей, политических партий и гражданского общества. Необходимость в диалоге должно быть обусловлено не только внешними, но и внутренними факторами».

Готово ли общество разделить решение властей о подписании мирного соглашения или проведении военных операций для освобождения земель?

Председатель ПНФА отметил, что азербайджанское общество желает, чтобы нагорно-карабахский конфликт решился в рамках обеспечения территориальной целостности Азербайджана: «Это позиция общества. Все зависит от условий мирного соглашения. Если в мирном соглашении будет предусмотрена потеря азербайджанских земель, общество, конечно, не примет его. А если в мирном соглашении будет предусмотрено освобождение земель от оккупации, общество примет его. Раньше в деятельности Минской Группы была хорошая практика. Они высказывали свои мнения прессе. Обсуждения проводились не только с представителями власти, но, в то же время, и с представителями оппозиции, а иногда и с гражданским обществом. Но, в последнее время сопредседатели Минской Группы проводят переговоры закрыто. Выдвигаемые предложения скрываются от общества и прессы, а консультации проводятся только с представителями власти. Поэтому, трудно говорить об этом при таких обстоятельствах, не зная о содержимом пакета мирного урегулирования. В первую очередь сопредседатели Минской Группы должны проинформировать общество по этим вопросам. А власти должны периодически находиться в контакте со своими обществами. Они должны дать отчет, информацию своим народам. Таким образом, у народа должны быть сведения о том, какое соглашение готовит власть, которая их представляет, и, что, когда и как она собирается делать. Тогда, конечно, речь может идти о солидарности народа и власти».

Возможно ли достижение солидарности в обществе при нынешних обстоятельствах, когда власть не создает условия для плюрализма?

Заявив о том, что в авторитарных странах в широком смысле солидарности не бывает, Али бей сказал, что о национальной солидарности речь может идти тогда, когда воля народа представлена во власти! «Только в условиях обеспечения прав и свобод человека, верховенства закона можно достичь национальной солидарности. Но, несмотря на все насилия и правонарушения внутри страны, наличие солидарности в обществе вокруг нагорно-карабахского конфликта не исключается».

Удалось ли политическим партиям сформировать позицию между собой по решению конфликта, которая соответствовало бы интересам страны?

По заключению Али бея, в действительности политические партии не стали подготавливать документ по решению конфликта в более обширной форме потому, что переговоры ведем не мы, а власть. Мы придерживаемся такой позиции для того, чтобы государства, проводившие переговоры, имели свободу. Мы определяем только общие рамки, принципы, осуществляя лишь общественный контроль. Мы хотим признать свободу сторон, которые ведут переговоры. Мы не ответили детально на вопрос «как должен быть урегулирован конфликт?» только потому, что хотим дать свободный простор нашим дипломатам. Однако мы уже определили принципы, и общественное мнение приняло эти принципы, выдвинутые нами. А основной принцип заключается в том, что Нагорный Карабах никогда не должен быть отторгнуть от Азербайджана. Территориальная целостность Азербайджана должна быть основным принципом любого соглашения. Необходимо взять за основу резолюции Совета Безопасности ООН. А армянам, проживающим на территории Азербайджана, которые являются национальным меньшинством, необходимо дать статус национального меньшинства, соответствующий европейским стандартам. Ни политические силы страны, ни общество не считают приемлемым выдвинутое сопредседателями Минской Группы ОБСЕ предложение о том, что будущая судьба региона должна определиться путем проведения референдума. Чем скорее откажутся от этого ошибочного мнения те, кто предложил его, тем меньше времени мы все потратим на это мнение. А если обсуждение этого вопроса займет долгое время, значит, решение конфликта будет искусственно затягиваться. Азербайджанский народ никому и ни при каких обстоятельствах не позволит решить нагорно-карабахский конфликт с нарушением территориальной целостности. Это рамочный принцип и ни одна страна не сможет нарушить его».

Материал подготовила:
Матанат Муслимгызы

Уважаемые читатели, если вы желаете поделиться вашими мнениями или предложениями по поводу представленных вашему вниманию материалов, можете связаться с автором идеи Авазом Гасановым, отправив электронное письмо по адресу avazyh@yahoo.com.

http://azadliq.az/?p=3314

Комментарии

Популярные сообщения