Глава МИД Армении: силовой подход недопустим


Министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян дал интервью Русской службе Би-би-си, в котором заявил, что проблема Нагорного Карабаха может быть решена только путем переговоров. С министром беседовал Марк Григорян.

Би-би-си: Что изменилось на Кавказе после августовских событий на Кавказе?

Эдвард Налбандян: Изменилось, я думаю, очень многое. Изменилось, во-первых, то, что многие - если были такие - которые думали, что возможно силовое решение тех или иных конфликтов, сейчас должны иметь другой подход. События вокруг Южной Осетии показали, что силовой подход не только не решает проблемы, но наоборот, создает массу других проблем, выходить из которых еще труднее.

Мы имели аналогичную ситуацию вокруг Нагорного Карабаха. Азербайджан за последние пять лет увеличил военный бюджет практически в 10 раз. И события вокруг Южной Осетии явились как бы холодным душем для азербайджанских лидеров, и они приостановили свою милитаристскую риторику и заявления о том, что можно решить Карабахскую проблему путем силы. Думаю, что если бы не события вокруг Южной Осетии, то Азербайджан, который практически в открытую готовился к войне, мог бы использовать попытку решить вопрос Нагорного Карабаха путем силы.

Би-би-си: Многие в России были удивлены: почему Армения не признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Действительно, почему?

Э.Н.: У нас есть нагорнокарабахский конфликт. Мы до сих пор не пошли на признание Нагорного Карабаха, хотя были такие моменты. Скажем, во время признания Косова. Некоторые говорят, что этот момент мы упустили. Сейчас был момент, связанный с Южной Осетией и Абхазией, но мы считаем, что находимся на стадии серьезных переговоров по урегулированию нагорнокарабахского конфликта, и надеемся, что эти переговоры приведут к компромиссному решению.

Главный вопрос - это статус Нагорного Карабаха. Вопрос признания и реализация права народа Нагорного Карабаха на самоопределение. И мы думаем, что при политической воле с одной и другой стороны, мы можем прийти к решению вопроса.

Би-би-си: То есть Армения не закрывает возможность диалога?

Э.Н.: Мы не только не закрываем возможность диалога. Мы всегда за диалог. И считаем, что единственный путь - это политико-дипломатический путь решения конфликта, и никакой военный путь не может быть решением, потому что после любой войны, после любого военного решения - так называемого решения - дипломаты все равно должны начать переговоры, но уже в худших условиях. Так почему бы не продолжать переговоры, которые идут сейчас?

Би-би-си: А в каком формате вести переговоры? Ведь сейчас, особенно после августовского конфликта очень интенсивно говорится о формате Минской Группы ОБСЕ, и непонятно, будет он существовать и дальше, учитывая разногласия между Россией и США.

Э.Н.: Соединенные Штаты должны внимательно отнестись к тем заявлениям, которые делаются в Вашингтоне. Говорится, в основном, о том, что есть вопрос о территориальной целостности, принцип территориальной целостности, который должен уважаться.

А были еще сделаны заявления, в частности, послом Соединенных Штатов в Армении и другими представителями официального Вашингтона о том, что есть три принципа: это принцип не использования силы, принцип территориальной целостности и самоопределения. Это, фактически, три принципа, которые лежат в основе Заключительного акта Хельсинки. И они же лежат в основе Мадридских принципов урегулирования Нагорно-карабахского конфликта.

Что же касается Минской группы, то, я думаю, этот формат оправдал себя, он поддерживается международным сообществом, и мы думаем продолжать переговоры именно в рамках Минской Группы ОБСЕ и при помощи сопредседателей Минской Группы ОБСЕ. Придумывать другие форматы нет необходимости, поскольку, как я сказал, формат Минской Группы - действующий формат и эффективный.

http://news.bbc.co.uk/hi/russian/international/newsid_7695000/7695193.stm

Комментарии

Популярные сообщения