Азербайджан предложил ООН план определения статуса Нагорного Карабаха


ООН опубликовала доклад по вопросу урегулирования армяно- азербайджанского нагорно-карабахского конфликта - «Положение на оккупированных территориях Азербайджана».
Как сказано в приложенном к докладу письме Азербайджана, Азербайджанская Республика желает подчеркнуть, что резолюция 62/243 Генеральной Ассамблеи вновь подтвердила неизменное уважение и поддержку Ассамблеей суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики и предложила государствам-членам ООН усилить их поддержку урегулирования конфликта в Нагорно-Карабахском регионе Азербайджанской Республики и вокруг него на основе территориальной целостности Азербайджанской Республики в пределах ее международно признанных границ.

В этой связи Азербайджан хотел бы обратить внимание на приложенные официальные заявления и на поддержку, оказываемую государствами-членами Организации Объединенных Наций урегулированию конфликта на основе территориальной целостности и суверенитета Азербайджана.

В ходе недавней встречи президентов Армении, Азербайджана и России в Москве 2 ноября 2008 года президенты подписали декларацию, в которой сказано, что урегулирование конфликта должно базироваться «на основе принципов и норм международного права и принятых в этих рамках решений и документов», в число которых также входит резолюция 62/243 Генеральной Ассамблеи, которая, таким образом, должна также рассматриваться как поддержка урегулирования конфликта на основе территориальной целостности и суверенитета Азербайджана.

Генеральная Ассамблея потребовала вывода всех армянских сил со всех оккупированных территорий Азербайджанской Республики. В этой связи Азербайджан хотел бы напомнить резолюции Совета Безопасности ООН 822 (1993), пункт 1; 853 (1993), пункт 3; 874 (1993), пункт 5; и 884 (1993), пункт 4, которые требуют вывода оккупирующих сил из оккупированных районов Азербайджана, и напомнить, что положения указанной резолюции Генеральной Ассамблеи до сих пор игнорируются Республикой Армения.

Ассамблея далее подтвердила неотъемлемое право населения, изгнанного с оккупированных территорий Азербайджанской Республики, на возвращение в свои дома в безопасных и достойных условиях и подчеркнула необходимость создания надлежащих условий для этого возвращения, включая комплексное восстановление на пострадавших от конфликта территориях.

Поддержка государствами-членами ООН реализации их права на возвращение и на восстановление демографической ситуации, существовавшей до конфликта, позволит как азербайджанской, так и армянской общинам Нагорно-Карабахского региона участвовать на равной основе в процессе установления эффективной демократической системы самоуправления в регионе в пределах Азербайджанской Республики.

Однако Азербайджан хотел бы обратить внимание на факт незаконных поселений, создаваемых Республикой Армения на оккупированных территориях Азербайджана, о котором Азербайджан заявил на Генеральной Ассамблее ООН в 2004 году. Ассамблея всеобъемлющим образом рассмотрела этот вопрос и предложила ОБСЕ направить на оккупированные территории Азербайджана миссию по установлению фактов. К сожалению, вопросы, в связи с которыми Генеральная Ассамблея выразила свою обеспокоенность, и рекомендации миссии по установлению фактов игнорируются Арменией.

В пункте 5 резолюции сказано, что государства-члены не должны признавать законной ситуацию, сложившуюся в результате оккупации территорий Азербайджанской Республики, и не должны содействовать или способствовать сохранению этой ситуации. Правительство Азербайджана рассчитывает на усилия государств-членов ООН по предупреждению всяческих попыток закрепить результаты оккупации территорий Азербайджана.

Доклад Генерального секретаря, надлежащим образом отражающий принципиальную основу для урегулирования конфликта, заложенную в упомянутых документах Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН, а также подтверждающий поддержку государствами-членами ООН территориальной целостности Азербайджанской Республики и возвращение азербайджанского населения в Нагорно-Карабахский регион и на другие территории Азербайджана, как видно из документов, прилагаемых к настоящему письму, станет хорошим вкладом в мобилизацию мощной и безоговорочной международной поддержки урегулированию этого конфликта и убедит Армению действовать конструктивно в процессе урегулирования конфликта в целях обеспечения стабильности и процветания на Южном Кавказе.

Азербайджанская Республика по-прежнему привержена мирному урегулированию конфликта в Нагорно-Карабахском регионе Азербайджана и вокруг него. Посреднические усилия, прилагаемые уже довольно долго в рамках ОБСЕ, еще не дали результатов; Азербайджан по-прежнему привержен урегулированию конфликта мирным и конструктивным путем. Стратегия правительства Азербайджана нацелена на освобождение всех оккупированных территорий, возвращение перемещенного насильственным путем населения в свои дома и обеспечение прочного мира и стабильности в Нагорно-Карабахском регионе Азербайджана, а также на Южном Кавказе в целом.

Конечной целью процесса урегулирования является разработка и определение модели и правовых рамок статуса Нагорно-Карабахского региона в пределах Азербайджана. Отметив это, Азербайджан считает, что процесс определения любого статуса должен проходить в нормальных мирных условиях при непосредственном, полном и равном участии всего населения региона, а именно армянской и азербайджанской общин, и в конструктивном взаимодействии с правительством Азербайджана исключительно в рамках законного и демократического процесса. Необходимо сделать ряд важных шагов для того, чтобы подойти к этапу, на котором соответствующие стороны смогут приступить к рассмотрению статуса самоуправления для Нагорно-Карабахского региона в пределах Азербайджана.

Во-первых, из контекста урегулирования конфликта следует удалить фактор военной оккупации. Задержка с возвращением территорий, не оправдываемая реальными существенными причинами, может осложнить и так уже трудный процесс урегулирования. Во-вторых, необходимо восстановить демографическую ситуацию, существовавшую до возникновения конфликта.

Ясно, что статус может быть определен только посредством прямого участия азербайджанской и армянской общин, живущих бок о бок в Нагорном Карабахе. В-третьих, необходимо установить режим взаимодействия между центральными властями Азербайджана и местными властями армянской общины, пока не будет разработан новый правовой статус самоуправления для Нагорно-Карабахского региона.

Еще одним важным элементом является восстановление и экономическое развитие региона. Этот шаг необходим для процесса нормализации жизни и восстановления мирного сосуществования и сотрудничества между двумя общинами. Он должен включать восстановление и развитие экономических связей между двумя общинами, равно как и между центральными властями Азербайджана и Нагорным Карабахом, и восстановление и открытие всех коммуникаций для взаимного использования обеими сторонами в обоих направлениях, включая Лачинскую дорогу. Пятый элемент касается сотрудничества между обеими общинами в гуманитарной области, включая осуществление специальных программ по вопросам образования и терпимости.

Что касается мирного соглашения, которое будет подписано между Арменией и Азербайджаном, то оно будет гарантироваться обязательствами, принятыми на себя обеими сторонами в соответствии с соглашением, и соответствующими международными гарантиями.

Конфликт может быть урегулирован только на основе уважения территориальной целостности и нерушимости международно признанных границ Азербайджана и мирного сосуществования армянской и азербайджанской общин в Нагорно-Карабахском регионе, которые будут в полной и равной мере пользоваться плодами демократии и процветания.

/Azerbaijan Business Center/
http://day.az/news/politics/155562.html

Комментарии

Популярные сообщения